Сложности в процессе обучения: как преодолеть все трудности?

      Как показывают научные исследования, сегодня огромное количество детей сталкивается с проблемами в процессе обучения. Напряжение и стресс, порождаемые этим процессом, сказываются даже на очень маленьких детях. Каждый день детям приходится справляться с трудностями в межличностных отношениях, в учебном плане и др. Одним словом, формирование здорового отношения к школьной среде - это ежедневный вызов для всех детей. Но существует определенная категория детей, которые испытывают трудности в процессе следования инструкциям, чтения, письма, а также в процессе выполнения любой другой задачи, связанной с обучающим процессом. Это, в свою очередь, препятствует нормальному развитию ребенка и, в конечном счете, становится предметом насмешек ровесников, неизменно приводя к низкой самооценке и другим отрицательным последствиям. Очевидно, что дети, оказывающиеся в подобной ситуации, испытывают определенные, так называемые "трудности в учебе". 


Затруднения в процессе учебы сами по себе имеют тенденцию превращаться в хронические трудности. Они включают трудности в процессе обучения письму, чтению, делению на буквы/слоги и вычислению. Хотя проблема все чаще встречается среди детей, ее адекватные причины и природа еще не были полностью рассмотрены ни одним исследовательским центром мира. Считается, что ментальная неспособность к обучению вовсе не указывает на отсталость и неразвитость человеческого мозга, а данную проблему относят лишь к неврологическим отклонениям и складывающимся в этой связи трудностям в восприятии языка или наглядных пособий. Врачи утверждают, что все эти трудности можно преодолеть с помощью специальных стратегий и подходов к обучению, а также при дополнительных усилиях, проявленных со стороны родителей и учителей.

Обычно отклонения бывают 3 видов: трудность в чтении (дислексия), трудности в письме (дисграфия) и трудности в математических вычислениях (дискалькулия). Выявление любого из данных отклонений можно диагностировать через специальные тесты, а затем дети, по желанию родителей, могут быть зачислены в программы, предлагающие специальную помощь в решении проблемы. Обычно признаки затруднения в учебе проявляются у детей в довольно раннем возрасте, поэтому львиная доля ответственности за обнаружение у ребенка данных отклонений лежит на учителе, который должен обязательно заметить не только пассивное поведение в ходе классной работы ребенка, но также и низкую самооценку ученика.

Некоторые из ранних признаков отклонения от нормы:

- Пониженная активность в групповых заданиях;

- Трудности в отличии размеров, форм, цветов;

- Трудности в восприятии написанного и прочитанного;

- Заторможенность: медленное завершение работы;

- Плохие организационные навыки: ребенок легко путает инструкции;

- Трудности с любого рода рассуждениями, подведением итогов, резюмированием, вычислениями и поиском решения проблемы;

- Ребенок легко отвлекается и ведет себя гиперактивно;

- Задержки в физическом и ментальном развитии - движения, язык, а также социальная адаптация ребенка.

Как родитель, вы должны понимать, равно, как и чувствовать, что каждый ребенок - отдельно взятая личность, индивид. Ни у одного ребенка не будут проглядываться все вышеперечисленные признаки сразу.

Вам отведена столь важная роль - роль родителя, поэтому именно вы должны принять активное участие в решении проблемы и помочь своему ребенку справиться с трудностями в учебе.

- Принимайте своего ребенка таким, каким он является, учитывая также его возраст и потенциал: таким образом, не стройте иллюзий и не требуйте нереального.

- Слушайте, что говорит вам ваш ребенок. Причем слушать надо не "для вида" или чтобы ребенок угомонился и отстал, а слушать, анализируя сказанные им слова. Только в этом случае вы станете немного ближе к своему ребенку и сможете понять его проблемы.

- Поощряйте любую победу ребенка, его новые интересы и недавно открытые им самим способности.

- Чаще хвалите детей, не скупитесь на добрые слова, улыбки и поддерживайте детей в любых их начинаниях.

- Чаще "втягивайте" их в различные семейные мероприятия. Если вы считаете, что ребенок неправильно себя ведет, то лучше всего сказать ему об этом. Постарайтесь объяснить малышу, почему вы считаете его поведение неприемлемым, а затем посоветуйте ему самому выработать его собственную стратегию коррекции поведения.

- Помогайте ребенку исправлять его ошибки, показывая на своем примере, как и что он должен сделать, дабы исправить свою ошибку. Ни в коем случае не ругайте ребенка! Ругань и поучения лишь усугубят проблему.

- При любой удобной возможности поручайте ребенку определенную домашнюю работу. Это разовьет в нем чувство ответственности.

- Покупайте ребенку специальные игрушки и настольные игры, которые будут стимулировать его умственное развитие.

- Проводите время вместе: читайте ребенку интересные истории. Заинтересуйте малыша так, чтобы он захотел задать вам вопросы относительно рассказа, обсудить эту историю, рассказать что-то новое или заново перечитать рассказ.

- Постарайтесь увеличить способность ребенка концентрироваться: для этого вам следует убрать лишние предметы в окружающей вас обстановке.

- Не зацикливайтесь на традиционном стандарте школьных оценок! Очень важно, чтобы ребенок сам чувствовал свой прогресс в определенном предмете. Смиритесь с тем, что у вашего ребенка могут быть свои собственные нормы и стандарты знаний: вам остается только поощрять ребенка за его маленькие победы.

- Водите детей в библиотеки и пробуждайте их интерес к книгам: позвольте ребенку самостоятельно выбрать книгу по своим интересам.

- Помогите ребенку развить чувство собственного достоинства и учите его конкурировать с самим собой, а не с другими.

- Настаивайте на том, чтобы ребенок был активен в своем маленьком обществе: играл с детьми, помогал в чем-то родителям и сверстникам.

- Будьте для ребенка наглядным примером, постоянно читая и обсуждая с ним ваши личные интересы. Не бойтесь делиться с ребенком вашими чувствами, равно как и обсуждать недетские проблемы.

- Советуйтесь с учителями или другими специалистами в области детской психологии всякий раз, когда вам кажется, что вы ничем не можете помочь своему ребенку.

Дети, которые сталкиваются с затруднениями в процессе учебы, больше, чем кто-либо, нуждаются в любви, понимании и терпении со стороны родителей. Вы единственный человек, который может помочь ребенку справиться с ситуацией и преодолеть все трудности, возникающие на его пути к взрослой жизни.