Главная » Статьи » Выступления |
Выступление на августовской конференции педагогических работников "Совершенствование механизмов управления качеством образования - условие обновления современной школы" директора Фахрутдиновой Н.М. по теме: "Управление качеством образования в условиях интеграции образовательной школы и учреждений дополнительного образования" Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет задачу создания общей сферы для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления его достижений. Развитие современного образования направлено на обеспечение компетентностного подхода и предполагает актуализацию личностно-ориентированного обучения на основе интеграции основного и дополнительного образования. Дополнительное образование детей — составная часть образовательной системы Нижнекамского муниципального района, подчиняющаяся общим законам, закономерностям и государственным требованиям, предъявляемым обществом за качество образования детей. В Нижнекамском муниципальном районе применяются различные формы установления преемственности в работе коллективов дошкольных учреждений и школ, а также центров дополнительного образования. Практика показала, что положительные результаты адаптации детей к учению есть там, где налажена системная работа по качеству подготовки детей к школе и привлечению их к занятиям в учреждениях дополнительного образования. Передовой опыт в этом направлении накоплен в образовательных учреждениях №3, 6, 11, 12, 14, 22, гимназии № 25, 32. Учреждениями дополнительного образования Нижнекамского муниципального района охвачено свыше 20 тыс. детей. Учащимся предоставляется возможность расширить и углубить знания по учебным предметам на основе единых принципов совершенствования качества образования. Совместная работа направлена на формирование мотивации успеха у школьников, развитие их познавательных интересов и способностей, применение полученных знаний и подготовленности продолжения своего образования в дальнейшей жизни. В соответствии с образовательными запросами учащихся и их родителей, возможностями школы в учебный процесс включены кружки, секции, факультативы, которые дополняют и расширяют образовательную программу по учебным предметам. Школы организуют деятельность предметных кружков. В школах №1,9,10,15, 25,26,27,32.33,35 их количество превышает 30% от всего охвата учащихся дополнительным образованием. Великий французский просветитель Ж.Ж.Руссо говорил: «Чтобы сделать ребенка умным, сделайте его крепким и здоровым» Образовательными учреждениями проводится комплексная работа по сохранению здоровья обучающихся. Межведомственным Советом здоровья отмечена результативная работа школ № 1, 2, 3, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 22, 26, Борковской, Верхнечелнинской и прогимназии «Сказка». Эффективным инновационным направлением в сохранении и укреплении здоровья детей является открытие специализированных спортивных классов. В этом плане результативным примером стало сотрудничество общеобразовательной школы №6 и ДЮСШ-1, которое осуществляется с 2003 года. Специализированные классы комплектуются из числа наиболее перспективных детей, прошедших тестирование в спортивной и общеобразовательной школе. Учебно-тренировочный процесс, режимные моменты, питание и другие текущие вопросы обсуждаются и решаются совместно администрацией двух школ и родителями. Форма организации занятия спортом в рамках единого класса дает высокие показатели в спорте и в учебе. Качество успеваемости в спортивных классах выше, чем в общеобразовательных. В 4 спортивном классе оно составляет 80%. В школе тщательно отслеживаются достижения учащихся специализированных спортивных классов, которые являются победителями и призерами чемпионата Республики Татарстан по спортивной гимнастике. В апреле 2009 года проходила VII Спартакиада школьников на базе ДЮСШ-1. В личном и командном зачете учащиеся 2-4 классов стали победителями и призерами: Идиятуллин Инсаф (4 класс) – I место, Лопатина Дарья, Хазиев Рустем, Кедов Максим (4 класс) – II место, Глазкова Маша (3 класс) – III место. Две мощные волны: знания и спорт развивают у учащихся работоспособность, организованность, дают возможность творческому самоопределению. Не случайно, ученики этих классов кроме успешной учебы, серьезного занятия спортом, пишут стихи, поют, прекрасно рисуют и совместно с родителями участвуют в городских конкурсах. В настоящее время мы внедряем опыт комплектования классов, где учащиеся будут охвачены дополнительными занятиями оздоровительного направления на базе спортивной школы. «Шахматная игра – гимнастика для ума». Эти слова принадлежат И.В.Гете. В Центр проводит поэтапную подготовку и переподготовку учителей начальных классов по программе «Основы шахматной игры» через обучающие семинары. За два последних года подготовку прошли 37% учителей начальных классов города и района. На основе опыта нашей школы мы можем сделать вывод о том, что обучение интеллектуальным играм влияет на уровень учебной деятельности учащихся. Участие в различных соревнованиях (внутри школы, городские и т.п.) показывают, что среди школьников имеется потенциал и желание заниматься интеллектуальными играми. Подготовка детей к соревнованиям педагогами центра при системной работе доказывает, что у ряда учащихся имеются хорошие результаты в различных образовательных областях. В этом учебном году воспитанники шахматно- шашечного центра «Каиссия», учащиеся нашей школы, приняли участие во Всероссийском заочном конкурсе « Познание и творчество», организованном Общероссийской Малой академией наук « Интеллект» в рамках национальной образовательной программы «Интеллектуально- творческий потенциал России» и стали Лауреатами в различных номинациях. В результате тестирования учащихся 2-х классов образовательных учреждений Нижнекамского муниципального района по итогам 1года шахматного обучения качество знаний по данному предмету составляет 83%. Управление образования нашего района совместно с шахматно-шашечным центром выработали и осуществляют системную программу, в центре которой лежит идея преемственности обучения шахматам по схеме: детский сад – школа – ссуз – вуз. Учитывая значимость интеграции общего и дополнительного образования для социального воспитания детей, считаем, что особое значение имеет разработка модели единого информационно-методического пространства, сформированный и реально действующий механизм информационно-методического сопровождения данного процесса Подводя итоги, следует сказать, что интеграция основного и дополнительного образования, сложившаяся в Нижнекамском муниципальном районе, создает условия для повышения качества образования. На примере опыта работы нашей школы, где осуществляется интеграция общего и дополнительного образования на основе интеллектуального и физического развития личности ребенка, можно смело говорить, что наши ученики могут быть конкурентоспособными в сложных социальных условиях. | |
Просмотров: 6082 | |
Всего комментариев: 0 | |