Главная » Статьи » Выступления

Выступление на августовской конференции педагогических работников
Выступление на августовской конференции педагогических работников "Совершенствование механизмов управления качеством образования - условие обновления современной школы" директора Фахрутдиновой Н.М. по теме: "Управление качеством образования в условиях интеграции образовательной школы и учреждений дополнительного образования"

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет задачу  создания общей сферы для проявления  и развития  способностей  каждого ребенка, стимулирования  и выявления его  достижений.

Развитие современного образования направлено на обеспечение компетентностного подхода и предполагает актуализацию личностно-ориентированного обучения на основе интеграции основного и дополнительного образования.

Дополнительное образование детей — составная часть образовательной системы Нижнекамского муниципального района, подчиняющаяся общим законам, закономерностям и государственным требованиям, предъявляемым обществом за качество образования детей.

В Нижнекамском муниципальном районе применяются различные формы установления преемственности в работе коллективов дошкольных учреждений и школ, а также центров дополнительного образования. Практика показала, что положительные результаты адаптации детей к учению есть там, где налажена системная работа по качеству подготовки детей к школе и  привлечению их к занятиям в учреждениях   дополнительного образования. Передовой опыт в этом направлении накоплен в образовательных учреждениях  №3, 6, 11, 12, 14, 22, гимназии № 25, 32.

Учреждениями дополнительного образования Нижнекамского муниципального района охвачено свыше 20 тыс. детей.

Учащимся предоставляется возможность расширить и углубить знания по учебным предметам на основе единых принципов совершенствования качества образования. Совместная работа направлена на формирование мотивации успеха у школьников, развитие их познавательных интересов и способностей, применение полученных знаний и подготовленности продолжения своего образования в дальнейшей жизни.

В соответствии с образовательными запросами учащихся и их родителей, возможностями школы в учебный процесс  включены кружки, секции, факультативы, которые дополняют и расширяют образовательную программу по учебным предметам. Школы организуют деятельность предметных кружков. В школах №1,9,10,15, 25,26,27,32.33,35 их количество превышает 30% от всего охвата учащихся дополнительным образованием.

Великий французский просветитель Ж.Ж.Руссо говорил:

«Чтобы сделать ребенка умным, сделайте его крепким и здоровым»

Образовательными учреждениями проводится комплексная работа по сохранению здоровья  обучающихся.   Межведомственным Советом здоровья отмечена  результативная работа школ № 1, 2, 3, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 22, 26, Борковской, Верхнечелнинской  и прогимназии «Сказка».

Эффективным инновационным направлением в  сохранении и укреплении здоровья  детей  является открытие специализированных спортивных классов. В этом  плане   результативным  примером стало  сотрудничество общеобразовательной школы №6 и  ДЮСШ-1, которое  осуществляется  с 2003 года.

Специализированные классы комплектуются из числа наиболее перспективных детей, прошедших тестирование в спортивной и общеобразовательной школе. Учебно-тренировочный процесс, режимные моменты, питание и другие текущие вопросы обсуждаются и решаются совместно администрацией двух школ и родителями.

       Форма организации занятия спортом в рамках единого класса дает высокие показатели в спорте и в учебе. Качество успеваемости в спортивных классах выше, чем в общеобразовательных. В 4  спортивном классе оно составляет 80%.

В школе тщательно отслеживаются  достижения    учащихся  специализированных спортивных  классов, которые являются  победителями и призерами чемпионата Республики Татарстан по спортивной гимнастике. В апреле 2009 года проходила VII Спартакиада школьников на базе ДЮСШ-1. В личном и командном зачете учащиеся  2-4 классов стали победителями и призерами: Идиятуллин Инсаф (4 класс) – I место, Лопатина Дарья, Хазиев Рустем, Кедов Максим (4 класс) – II место, Глазкова Маша (3 класс) – III место.

Две мощные волны: знания и спорт развивают у учащихся  работоспособность, организованность, дают возможность  творческому самоопределению.  Не случайно, ученики этих классов кроме успешной учебы, серьезного занятия спортом,   пишут стихи, поют, прекрасно рисуют и совместно   с родителями  участвуют в городских конкурсах.

В  настоящее время  мы внедряем опыт комплектования классов, где учащиеся будут охвачены дополнительными занятиями оздоровительного направления на базе спортивной школы.

«Шахматная игра – гимнастика для ума». Эти слова  принадлежат И.В.Гете.

В 2006 г. в  нашей школе  открыт  шахматно-шашечный центр «Каиссия», который осуществляет научно-методическое руководство через базовые школы и учреждения дошкольного, среднего специального и высшего образования. Одним из основных направлений работы шахматно-шашечного центра является учебно-воспитательный процесс по реализации шахматного всеобуча в 1-2 классах, углубленное изучение шахматам в 3-4 классах, кружковая работа по шахматам и шашкам в 5-6-7 классах, обучение игре в шашки в 2-х - 4-х классах непосредственно в школе №6.  Использование компьютеров в процессе обучения шахматам позволяет в значительной мере повысить эффективность проведения уроков и кружковых занятий.

Центр проводит поэтапную подготовку и переподготовку учителей начальных классов по программе «Основы шахматной игры» через обучающие семинары. За два последних года подготовку прошли 37% учителей начальных классов города и района.

На основе   опыта нашей школы  мы можем сделать вывод о том, что обучение интеллектуальным играм влияет на уровень учебной деятельности учащихся. Участие    в различных соревнованиях (внутри школы, городские и т.п.) показывают, что среди школьников имеется потенциал и желание заниматься интеллектуальными играми.

Подготовка детей к соревнованиям педагогами центра при системной работе доказывает, что у ряда учащихся имеются хорошие результаты   в различных образовательных  областях. В этом  учебном году  воспитанники  шахматно- шашечного  центра  «Каиссия», учащиеся   нашей школы,  приняли  участие во Всероссийском  заочном  конкурсе « Познание  и творчество», организованном Общероссийской Малой  академией  наук  « Интеллект» в рамках  национальной   образовательной программы  «Интеллектуально- творческий  потенциал России» и стали  Лауреатами  в различных номинациях.

В результате тестирования учащихся 2-х классов образовательных учреждений Нижнекамского муниципального района по итогам 1года шахматного обучения качество знаний по данному предмету составляет 83%.

Управление образования нашего района совместно с шахматно-шашечным центром выработали  и осуществляют системную программу, в центре которой лежит идея преемственности обучения шахматам по схеме: детский сад – школа – ссуз – вуз.

Учитывая значимость интеграции общего и дополнительного образования для социального воспитания детей, считаем, что особое значение имеет разработка модели единого информационно-методического пространства, сформированный и реально действующий механизм информационно-методического сопровождения данного процесса

 Подводя итоги, следует сказать, что интеграция основного и дополнительного образования, сложившаяся в Нижнекамском муниципальном районе, создает условия для повышения качества образования. На примере опыта работы нашей школы, где  осуществляется  интеграция общего и дополнительного образования на основе интеллектуального и физического развития  личности ребенка,  можно смело говорить, что наши ученики  могут быть конкурентоспособными в сложных социальных условиях.

Презентация к докладу

Категория: Выступления | Добавил: Администратор (02.12.2009)
Просмотров: 6082 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]