Главная » Статьи » Выступления

Выступление на IV Республиканском Интернет-педсовете «Учитель XXI века» по теме: «Работа с молодыми специалистами»
Выступление директора Фахрутдиновой Н.М. на IV Республиканском Интернет-педсовете «Учитель XXI века» по теме: «Работа с молодыми специалистами»

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет перед педагогическим сообществом  задачу - создание общей  среды  для проявления  и развития  способностей всех участников образовательного процесса. Когда речь заходит об обновлении  современной  школы, то при всей разнородности высказываемых точек зрения бесспорна одна – нашей новой школе нужен учитель образованный, культурный, со своей гражданской позицией, по-настоящему любящий детей и заботящийся об их развитии и воспитании, человек с критическим  и творческим мышлением, способный к квалифицированному решению острых проблем современной педагогики.     Подобная мысль проходит красной нитью через всю трудовую жизнь  каждого учителя. Но понимает ли это молодой педагог, вчерашний студент? Как сложно включится ему в ритм современной школы!   Адаптационный период короткий по сравнению с основным периодом становления учителя, но он самый ответственный, поскольку это фундамент того, что мы будем иметь в будущем.  Начинающий учитель требует к себе особого внимания со стороны администрации и педагогического коллектива. Как бы ни были важны для молодого учителя в профессиональном и человеческом плане проблемы адаптации, ему важно помнить, что основным объектом его труда являются ученики.

Руководство профессиональным ростом учителя имеет  немалое значение для коллектива, в который он приходит. Адаптация молодого специалиста создает предпосылки к объединению всех его членов, к созданию единой педагогической платформы, к повышению творческого потенциала педагогов и развитию учащихся.

Одним  из приоритетных  направлений   своей  деятельности  я считаю  организацию индивидуальной работы с молодыми специалистами и их наставниками,  в  которой  оптимально соединены аналитико-диагностическая, экспертная, организационно-методическая и консультативная работа. С молодыми  педагогами обсуждаются вопросы организационного плана, проводятся индивидуальные консультации, связанные с составлением тематических планов, разработкой планов воспитательной работы, оптимизацией выбора методов и средств обучения при организации различных видов уроков.       В данном   выступлении  мы хотим представить   опыт работы МОУ « Средняя общеобразовательная школа №6» Нижнекамского муниципального района  по  реализации Программы   работы с молодыми специалистами : выявление причин затруднений в работе,  определение сильных и слабых сторон деятельности каждого педагога,  прогнозирование оптимальных путей дальнейшего  становления, нахождение способов преодоления трудностей.

 Практика работы  показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация  молодого учителя  может протекать длительное время. Анализ  и итоги проводимых  нами социально-педагогических исследований показывают, что наибольшие сложности у начинающих учителей вызывают вопросы дисциплины и порядка на уроке, методические аспекты урока, оформление школьной документации, организация взаимодействия с родителями школьников, осуществление классного руководства. Проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у него еще не сформированы профессионально значимые качества, поэтому является необходимостью оказания постоянной методической помощи учителям-стажерам. Исходя их вышесказанного,   мы  строим  свою работу по следующим направлениям: решение организационных вопросов; планирование и организация работы по предмету; организация воспитательной работы; работа со школьной документацией; работа по самообразованию учителей; контроль за деятельностью молодых специалистов.

Организуя работу с молодыми специалистами, мы проводим диагностику по различным направлениям. К ним относятся: тесты по выявлению тенденций к стилям педагогического общения; диагностика определения уровня педагогического сотрудничества в процессе обучения;  диагностика предрасположенности к конфликтному поведению и др.

Важное значение также имеют собеседования с молодыми специалистами по различным методическим вопросам.  Для более эффективной и результативной работы мы ввели  в практику работы составление учебного плана  стажера и учителя-наставника, разработали   карту наблюдения уроков молодых специалистов, проводим рейтинг профессиональной успешности учителя путем мониторингового отслеживания репродуктивной, проблемно-поисковой и творческой  успешности учащихся в процессе  обучении. В нашей школе трудятся 5 молодых специалистов. Работе с ними   уделяется большое  внимание.  Стажеры знакомятся со спецификой деятельности  нашего учреждения, изучают нормативно-правовую  базу. Администрация и педагогический  коллектив обеспечивают комфортные условия адаптации педагога в учреждении, оказывают  ему психологическую  поддержку. Организовать работу молодого педагога для более быстрого и безболезненного привыкания  к новым условиям, сопровождать его в работе, быть рядом, суметь вовремя помочь, оказать моральную поддержку на двух этапах своего профессионального развития:  предварительном  этапе (первый год работы)  и на этапе вхождения  в профессию (2- 5 лет работы).

При первых же встречах и в беседах с вновь пришедшими молодыми специалистами  я, как  директор  школы, прежде всего знакомлюсь с особенностями мотивации профессиональной деятельности начинающего педагога, с  историей его  профессионального выбора, с  ближайшими  планами  и  дальнейшей перспективой. Особенностью   труда  начинающих педагогов  является то,  что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же  ответственность, что и учителя с многолетним стажем, а  учащиеся, родители и администрация  ожидают от них  столь же  безупречного профессионализма. Педагоги, которые не получили в первый период   своей  работы  помощи и внимания  могут  оказаться брошенными и испытывают  шок  при столкновении с реальностью. Чтобы этого не произошло, молодым учителям надо целенаправленно помогать. Мне, как руководителю,  важно знать  отношение  педагога к занятиям, в частности, ходит ли он на уроки с радостью или же работа с учениками вызывает у него боязнь, тревогу, неудовлетворенность. В нашем коллективе  работают молодые специалисты по различным учебным  предметам. Среди них  Крайнова Анастасия  Алексеевна – учитель физической культуры, Кадирова Лилия Фирдависовна – учитель русского языка и литературы. С самого начала   деятельности  для них были определены  профессиональные наставники: Аброськин Александр Матвеевич, учитель  физической культуры первой квалификационной категории; Гимадеева Ляля Мунировна , учитель русского  языка и литературы  первой квалификационной категории.  По итогам   учебного  года   учитель-наставник заполняет стажерский лист, который содержит всестороннюю оценку профессиональной подготовки молодого специалиста и рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательной работы, повышению профессиональной подготовки. Единство  подходов, стремление  добиться намеченных целей  дали  положительные результаты.  Об этом  говорят  их достижения. Спортивные команды школы под руководством  учителей физической культуры   по различным  видам спорта ( лыжи, легкая атлетика,  баскетбол, футбол и др.) традиционно  становятся призерами городских соревнований. По итогам 2008-2009  учебного года учащиеся  школы заняли  третье место  в городской Спартакиаде  школьников. Крайнова Анастасия Алексеевна  была награждена   Почетной грамотой   Управления образования Исполнительного комитета Нижнекамского  муниципального района за результативную  работу в деле обучения  и воспитания подрастающего поколения. Молодой педагог обладает  хорошими организаторскими способностями, что подтверждается  результативным  участием школы в Кроссе  России и Татарстана.

Наставником молодого учителя Кадировой  Лилии Фирдависовны является  Гимадиева  Ляля Мунировна - профессионально - компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике.   Работа с молодыми специалистами традиционно  является для нее  одной из самых важных составляющих методической работы. Кадирова Л.Ф.  продолжает обучение в аспирантуре ЕГПУ на кафедре русского и контрастивного языкознания. Для того чтобы адаптация молодого  специалиста  проходила более успешно, Ляля Мунировна оказывает  необходимую методическую, психолого-педагогическую, управленческую помощь. При организации и проведении работы с начинающим учителем   используются  различные формы: практикумы,  собеседования,  тренинговые занятия,   «круглые столы», методические  консультации. Совместное изучение стажером  и наставником  трудных тем программы,  включение молодого учителя в работу методического объединения , в работу секций научного ученического общества – все это дает положительные  результаты. В течение года  совместно  Гимадеевой Л.М. и Кадировой Л.Ф.  разработаны системно-дифференциальные задания по уровню сложности, тесты контрольных работ, контрольно-диагностические материалы для каждого класса, которые помогают им  быстро координировать работу с различными группами  обучающихся.  Педагоги совместно подготовили  литературно- музыкальную постановку « Чудеса, да и только»  по повести Н.В.Гоголя « Ночь перед рождеством». В рамках месячника  родных языков  ими  были подготовлены и проведены    содержательные мероприятия. В 2008-2009 учебном году   оба педагога  подготовили   участников Всероссийского  заочного конкурса « Познание и творчество», которые стали лауреатами в номинации « Я знаю русский язык». В IV республиканской  юношеской  научно- исследовательской конференции « Я – исследователь» их ученики Шандырова Анна  (научный руководитель Гимадеева Л.М.), Ахмадуллина Разина (научный руководитель Кадирова Л.Ф.) были награждены Дипломами II степени.

 Посещая занятия молодого учителя, беседуя с ним, мы  определяем первоочередные задачи, составляем программы анализа, всегда отмечаем, что изменилось в деятельности с учениками, в классе. Стараемся все крупицы нового, интересного, полезного в деятельности молодого специалиста донести до всего коллектива − это моральное стимулирование. Но наряду с этим при анализе говорим и об ошибочных, неправильных действиях, пробуждая у молодого учителя критически относиться к себе.

Список использованной литературы

Категория: Выступления | Добавил: Администратор (02.12.2009)
Просмотров: 7582 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]