Главная » Статьи » Выступления

Выступление на семинаре заместителей директоров

Выступление руководителя шахматно-шашечного центра «Каиссия» Телепенина Н.М. на семинаре заместителей директоров по теме «Шахматы – как один из факторов интеллектуального развития учащихся»

Психологи подразделяют интеллект на 7 основных способностей: две из них связаны с речью (ее пониманием и плавностью, а так же с темпом речи), следующие связаны с ориентированием в пространстве, счетом, индуктивным мышлением, памятью; и быстротой восприятия и пониманием информации.

Известный российский педагог В.А. Сухомлинский писал «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь начальной школы, как один из элементов умственной культуры».

Ученые находят следующие проявления интеллекта у шахматистов:

1.  следование определенному направлению

2.  стремление к инициативе

3.  практицизм и логичность

4.  концентрация 

5.  владение эмоциями

6.  умение приспосабливаться к обстановке

7.  самокритичность

8.  целеустремленность и умение эффективно решать проблемы возникающие в ходе игры.

Учитывая значимость игры в шахматы для развития интеллектуальных способностей учащихся, с 2003 года в Нижнекамске работает шахматный всеобуч, а как вы все, наверное, знаете, в сентябре 2006 года при школе №6 был создан шахматно-шашечный центр «Каиссия» для координации шахматного движения в школах города. Параллельно, с методической и организационной работой с учителями начальных классов, педагоги дополнительно образования центра и я в том числе, проводят дополнительные занятия с учащимися школы №6 по более углубленному изучению этой древней игры.

Для эффективного использования шахмат в качестве средства развития умственных способностей школьников, мы в центре, в процессе дополнительных занятий не стремимся растить из учеников шахматных мастеров и разрядников, это прерогатива тренеров ДЮСШ.

В первую очередь мы, тренеры-педагоги, развиваем наших питомцев интеллектуально, путем разучивания ходов шахматных фигур, определением основных целей игры, простейшей постановкой мата королю противника, проведением пешки в ферзи и т. д. Конечно в процессе занятий появляются сильные шахматисты, но это  не самоцель, мы не форсируем знания и умения, как тренеры ДЮСШ, не стремимся как можно скорее перейти к самой игре, а больше уделяем внимание правилам  шахматной игры (ходам фигур, элементарным шахматным маневрам, геометрии шахматной доски). Решая задачи на мат в 1 или 2 хода, учим детей двигать фигуры не руками, а в «уме»; т.е. еще раз подтверждаем тезис: «Шахматы – удобный полигон интеллектуального развития учащихся». Так же используя деревянные фигурки для развития «ума» тренеры – педагоги нашего центра «Каиссия» применяют ряд методов способствующих быстрому развитию интеллекта школьников. Одним из эффективных методов является тесты, например, тесты на оперативную память. У нас имеются различные диаграммы, которые дети решают на время, (с секундомером). Так же применяются разнообразные упражнения для тренировки внимания, развития воображения, на комбинаторное, логическое и творческое мышление. Применяя демонстрационную доску, используем тематические игры, такие как: «Лабиринт», «Один в поле воин», «Игра одними пешками», и другие. В связи с этим в самом начале учебного года, мы путем тестирования выявляем ребят со сходными показателями по всем параметрам интеллекта, формируем группы,  а затем они уже занимаются по самостоятельной программе с учетом умственных способностей. Все эти действия заставляют развиваться наших ребят, т.е. работать «головой», или производить действия в «уме». Для «подкрепления» шахматной игры, педагоги дополнительного образования используют и другие игры, где необходимо делать «ходы» в пространстве: у нас в центре: это и шашки, и шахматное лото и домино, а в последнее время начали внедрять древнюю японскую игру ГО.

Несомненно, благотворное воздействие оказывают шахматы на развитие памяти, что, конечно, влияет на общую успеваемость учеников по различным предметам. Тренеры заметили, что шахматисты не запоминают буквально множество конкретных вариантов, и держат их всегда в уме, с точным расположением всех фигур на доске, а в мыслительной  деятельности шахматиста, преимущественное значение имеет не буквальное, механическое, а смысловое логическое  запоминание. Т. к. позиции с наличием логических связей между расположением фигур на доске при тестировании воспроизводились в 4-5 раз быстрее и со значительно меньшим количеством ошибок. Все это способствует таким навыкам как: способности обобщать, способности выделять главные наиболее существенные характеристики и особенности конкретной ситуации, а в дальнейшем будут переноситься учениками, усвоение на шахматном материале привычки и умения на другие сферы своей деятельности. Наши питомцы, естественно, участвуют в различных школьных, городских и республиканских соревнованиях таких как «Белая ладья», на приз Игнатьева и другие и весьма успешные. Можно назвать наших лидеров – это Шайхуллин Ильдар – ученик 7 -го класса, Халирахманов Ильмир и Муллин Николай – ученики 6 го класса. Занимаются юные шахматисты и исследовательской работой.

И вот в прошлом году воспитанник шахматно-шашечного центра «Каиссия» ученик 5 в класса школы №6 Вильданов Руслан за исследовательскую работу во II городском конкурсе исследовательских работ и проектов в секции «Математика и смежные науки», руководитель Сабанов А.М, завоевал  Диплом II степени.

Работают наши тренеры не с чистого  листа, а опираются на программу начальной школы «Школа «2100» добавим сюда шахматный всеобуч,  добавим дополнительное образование – все это дает, как  показывает статистика более 5% повышения успеваемости.

И в заключение, подводя итоги, можно сказать: Шахматы развивают теоретическое, логическое и абстрактное мышление, память, геометрическое воображение, творческую инициативу, изобретательность, смекалку, мастерство в составлении плана и принятии оптимального решения в сложной ситуации. На основе опыта многих учителей можно констатировать закономерность: кто играет в шахматы, у того выше  успеваемость по математике и другим предметам.

Категория: Выступления | Добавил: Администратор (03.12.2009)
Просмотров: 1090 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]